Первым звуком, который мы услышали, находясь еще в утробе матери, был ритм ее сердца и ритм ее дыхания. Вне зависимости от нашей расы, пола, возраста, веры и убеждений, этот опыт переживают все человеческие существа. 
Когда новички впервые знакомятся с игрой на барабанах, они часто говорят: «О, у меня нет никакого чувства ритма», в попытке оправдать свою воображаемую неспособность. 

ПРАВДА В ТОМ, ЧТО У ВСЕХ ЕСТЬ ЧУВСТВО РИТМА! 
Чувство ритма – это наше естественное свойство. Ритм существует в наших телах, в наших сердцах, в нашем дыхании. Он существует в вибрации атомов, цикличности времен года, тиканье часов, вращении Земли. Нет ни одной части мира без ритма. 
Отстукивание ритмов охватило весь земной шар и находит выражение во всех культурах. Оно использовалось веками в ритуалах, церемониях, общении, обрядах посвящения, музыке и танцах, празднованиях, целительстве, развитии обществ и культурных событиях. 
Барабанная терапия – это древний метод использования ритма в исцелении и самовыражении. От шаманов Монголии до целителей Минианка в Западной Африке, терапевтические ритмические техники применялись тысячи лет для улучшения и поддержки физического, ментального и духовного здоровья. 
Современные исследования подтверждают терапевтический эффект древних ритмических техник. Согласно результатам недавних исследований игра на барабанах ускоряет физическое исцеление, поднимает иммунитет и приводит к хорошему самочувствию, освобождает от эмоциональных травм, восстанавливает целостность человека. 
Другие исследования демонстрируют, что игра на барабанах – чрезвычайно полезное средство от стрессов, утомляемости, тревожности, гипертонии, астмы, хронических болей, артрита, психических расстройств, мигрени и широкого спектра других заболеваний. 

СНИЖАЕТ НАПРЯЖЕНИЕ, ТРЕВОЖНОСТЬ И СТРЕСС 
Игра на барабанах вызывает глубокое расслабление, снижает кровяное давление и сокращает стресс. Стресс, согласно текущим медицинским исследованиям, вносит свой вклад практически во все болезни и является главной причиной инфарктов, инсультов и нарушений иммунной системы. Недавнее исследование показало, что групповая игра на барабанах помогает снизить стресс и текучесть кадров в отрасли долгосрочной медицинской помощи и может помочь и в других стрессовых сферах занятости. 

КОНТРОЛИРУЕТ ХРОНИЧЕСКУЮ БОЛЬ 
Хроническая боль обладает утомляющим эффектом и сильно влияет на качество жизни. Исследователи предполагают, что игра на барабанах отвлекает от боли и горя. Кроме того, она провоцирует выработку эндорфинов и эндогенных опиатных пептидов, наших внутренних анальгетиков, помогающих справиться с хронической болью. 

ПОВЫШАЕТ ИММУНИТЕТ 
Недавнее медицинское исследование показало, что барабанные круги поднимают иммунитет. Проведенное известным экспертом в области онкологии, Барри Битманом, исследование показало, что у группы играющих на барабанах действительно увеличилось количество клеток, убивающих рак, так же как и остальные вирусы, включая СПИД. Согласно доктору Биттману: «Групповая игра на барабанах регулирует нашу биологическую природу, дирижирует нашим иммунитетом и позволяет начать выздоравливать». 

ЗАДЕЙСТВУЕТ МОЗГ ПОЛНОСТЬЮ 
Причина, по которой ритм является настолько мощным инструментом, заключается в том, что он охватывает весь наш мозг. Зрение, к примеру, - это одна часть нашего мозга, речь – другая, а барабанная игра – задействует весь наш мозг. Звук барабана генерирует динамичные нейронные связи во всех частях мозга, даже в тех местах, где имеются значительные повреждения или расстройства, такие как синдром нарушения внимания 
Согласно Майклу Трауту, директору Центра Биомедицинских исследований в музыке при Государственном Университете Колорадо, «Ритмичные сигналы могут помочь в восстановлении мозга после инсульта или другого неврологического расстройства, например, пациентам с болезнью Паркинсона…» Чем больше связей образуется в мозге, тем более полным становится наш опыт. 

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ЭМОЦИЙ 
Игра на барабанах может применяться для выражения эмоций человеком наедине с самим собой или в качестве психотерапии. Мы можем сыграть на барабане счастье, страх, грусть и злость. Фридман утверждает: «счастье обычно играют серией резких, синкопированных ударов. Страх может быть выражен, как стаккато. Грусть обычно порождает медленные, тяжелые удары, в то время как злость выражается тяжелыми, громкими и энергичными ударами. 
Фридман размышляет о концепции «Алхимической барабанной игры» для высвобождения нездоровых эмоций, будь то гнев, разочарование или вина, через барабан. Через простое отстукивание по барабану негативные эмоции могут быть трансформированы в здоровые. 
Ничто не сравнится с игрой на барабанах в способности открыть человеку его личную внутреннюю силу. Она поднимает уверенность в своих силах и самооценку. 

По материалам статьи «HOW DRUMMING HEALS THE BODY, MIND AND SOUL» (http://www.the-open-mind.com)

Джембе - барабан родом из западной Африки (Мали, Сенегал, Гвинея и т.п.), имеет форму «кубка». Мембрана его делается из козьей, реже - телячьей кожи. Джембе до 40–х годов прошлого века был практически неизвестен за пределами западной Африки, но, благодаря группе Les Ballet Africans, инструмент был замечен ценителями африканской музыки и добрался даже до России. Также джембе известен под названием healing drum (исцеляющий барабан).


Джембе делают только из цельного куска дерева. Средняя высота джембе - 60 см, средний диаметр мембраны - 30 см. Натяжение мембраны контролируется с помощью специально скрученных веревок (так называемые волны Мали)
Играют на джембе руками. Различают три основных звука: низкий - бас, высокий - тон и звонкий, удар-шлепок - слэп. Барабан при этом подвешивается за специальный ремень или зажимается между ногами, если музыкант играет сидя.

 

 

Бонго́ (исп. bongó) — кубинский ударный инструмент: небольшой сдвоенный барабан африканского происхождения, играют на котором обычно сидя, удерживая бонго зажатым между икрами ног. На Кубе бонго впервые появился в провинции Орьенте около 1900-го года. Барабаны, составляющие бонго, имеют разный размер; меньший из них считается «мужским» (мачо — исп. macho, дословно «самец»), а больший — «женским» (эмбра — исп. hembra, «самка»), основным барабаном. Традиционно, более низко настроенный, «женский» барабан находится по правую руку от музыканта-бонгосеро (исп. bongocero). Звук бонго — сухой и короткий. Бонго широко используются как в традиционной кубинской музыке, так и в латиноамериканской музыке вообще и в эстрадных оркестрах.

В 1920-е годы бонго настраивалось более низко, чем сейчас, а играли на нём в технике, близкой к игре на конге, в том числе — изменяя натяжение мембраны во время игры. Первоначально кожа крепилась к корпусу барабана гвоздями, и для его настройки бонгосеро использовали маленькую жаровню, наполненную углями, которую во время игры располагали между ног.

Современный бонго настраивают более высоко, чем раньше, что больше соответствует роли этих барабанов как солирующего инструмента. Сейчас техника игры на бонго основана в первую очередь на ритмическом рисунке «мартильо» (исп. martillo, «молоток»). Партия бонго может также дублироваться другими инструментами перкуссии, например сенсерро (ковбелл), особенно когда громкость и интенсивность ритма ансамбля возрастают.